"Бумажный" НДС: возможные последствия

"Бумажный" НДС: возможные последствия
Заманчивый способ не платить налоги или получить деньги из бюджета, но «рисовать» входной налог становится сложнее и дороже.
Группа Компаний Финансовый Эксперт
г. Смоленск, улица Попова, дом 17, офис 209
+7 (900) 228 57 99
21.04.2024

Как работают продавцы «бумажного» НДС
Безопасных услуг по продаже «бумажного» НДС нет. Инспекторы успешно раскрывают эту схему и доначисляют клиентам «бумажников» налоги
Недавно правоохранители вскрыли схему продажи так называемого «бумажного» НДС через телеграм-чаты. Злоумышленники организовали площадку для продажи компаний-однодневок и документов по фиктивному начислению НДС. Это привело к значительному ущербу для бюджета.

Если говорить просто, то «бумажный» НДС — это получение у контрагента, зачастую однодневки, первичных документов и счетов-фактур. Их компания учитывает, когда определяет затраты по налогу на прибыль и вычеты НДС. Но вот реальные деньги за поставку в адрес однодневки не переводит совсем или в гораздо меньшем размере. Да и товара или услуги, как правило, тоже нет. Есть только нарисованные на бумаге цифры.

Для нашего расследования мы под прикрытием связались с наиболее популярными сейчас «бумажниками». Вопросы всем задавали одинаковые.
1. Из скольких контрагентов состоит цепочка поставщиков?
2. Реальны ли компании, от имени которых «рисуют» документы?
3. Сдают ли они отчетность?
4. Сколько стоит услуга по созданию «бумажного» НДС?

В ходе общения выяснили, что условно покупной НДС можно разделить на три группы по опасности и размеру риска.

Группа 1. Риск крайне высокий. «Бумажники» продают компании комплект документов для вычета НДС и отражения расходов. А чтобы создать видимость, что сделка реальная, контрагент-однодневка фиксирует эту операцию в своей книге продаж и даже сдает декларации по НДС и прибыли. В отчетности показывает реализацию в адрес компании. Организация же отражает операцию у себя в книге покупок и тоже в декларациях по НДС и прибыли. Но денег, товаров или услуг на самом деле нет.

Чтобы не платить из воздуха тот самый НДС, который клиент хочет вернуть из бюджета, продавец документов создает целую цепочку мнимых контрагентов. Обычно она упирается в физика, упрощенца или «брошенную» компанию. Чем длиннее и запутаннее такая цепочка, тем сложнее налоговикам докопаться до сути. Но и это они научились делать успешно, доначисляя клиенту «бумажника» НДС, налог на прибыль, пени и штрафы. Причем в этом случае и расходы, и вычеты снимут полностью.

Группа 2. Риск высокий. Тут присутствует та же самая видимость сделки, но вот компания-контрагент — реально работающая и поставщиков имеет достойных. Отчетность сдает и имеет минимальные необходимые ресурсы для исполнения сделки, при этом наращивает НДС, «рисуя» завышенные суммы. На выходе они превращаются в налог, который компания недоплатит или вернет из бюджета. То есть и деньги, и товар или услуга — все есть, но не в таких размерах, как показано на бумаге.

В таком случае исполнитель находит действующие организации — источники НДС. Цепочка документов идет к этому участнику, например, на пятом звене, где НДС замыкается, допустим, на торговую или автозаправочную сеть, строительную компанию. В этих сферах легко потерять НДС. По факту такие услуги — некоторая разновидность обналички, просто охватывают лишь документальную часть. Такой «бумажный» НДС отличается дороговизной из-за необходимости работать с реальным источником налога в отсутствии денежного потока. Эту схему налоговики тоже хорошо знают.

Здесь есть шанс лишиться не всего входящего НДС и не всех расходов. Налоговики доначислят налоги только на разницу между реальной и искусственно наращенной ценой. Насчитают пени и штрафы.

Группа 3. Риск средний. Посредники продают не просто пакеты документов, а целые компании-технички. Их регистрируют под нужды заказчиков и впоследствии ведут за них документооборот. Делают так потому, что чем больше компаний ведут сделки с проблемным лицом, тем выше риск. Соответственно, клиент стремится получить документы по компании или цепочке организаций, которые ранее не участвовали в схемах.

Простыми словами, суть работы третьей группы «бумажников» — это все-таки не продажа НДС, а представление пакета документов по сделке, которой не было в реальности. Обратившись к таким сервисам, покупатель может сам устанавливать уровень безопасности схемы. Для этого компания обозначает основные параметры своей деятельности, интересующую сумму фиктивной сделки, налоговый период и степень безопасности. А именно на каком звене произойдет разрыв между документами и реальностью, чтобы налоговикам было сложнее обнаружить схему.

Обработав запрос клиента, сервисы выдают компании необходимый пакет документов. А дальше дело за малым — показать эти документы в отчетности по НДС и прибыли. Цена вопроса — от 1 до 7 процентов от суммы «нарисованных» расходов. Чем выше комиссия, тем, по словам «бумажника», надежнее НДС.

Размер комиссии зависит и от сроков представления документов. Если, например, компания попросит фиктивные документы 25-го числа к концу рабочего дня, то комиссия может вырасти даже до 10 процентов. А вот стоимость покупки целых компаний для «бумажного» НДС зависит от чистоты их репутаций и количества звеньев в цепи. Цены могут быть от 10 000 руб. до бесконечности.

Пример. Арифметика «бумажного» НДС
Допустим, компания покупает документы по сделке на 2,4 млн руб., включая НДС — 400 000 руб., чтобы потом принять этот налог к вычету. Обратилась к «бумажнику» за месяц до подачи декларации.
Продавец документов получит оплату за свои услуги в размере, например, 3 процента от общей суммы сделки — 72 000 руб. (2 400 000 × 3%). Выгода для покупателя составит 328 000 руб. (400 000 — 72 000). Если эту схему найдут налоговики, то компании откажут в вычетах и доначислят НДС — 400 000 руб., а также пени и штраф — 40 процентов от неуплаченной суммы налога (п. 3 ст. 122 НК). При этом 72 000 руб. за услуги «бумажника» компании уже никто не вернет.
Чем опасна работа с «бумажниками»
Отличительная особенность «бумажного» НДС в том, что товарное, материальное и документальное содержание сделки расходится уже на первом звене. Товар или услуги поступают от иного лица либо не существуют в природе, оплаты «бумажному» контрагенту не происходит. Например, обязательство по сделке переуступается, погашается векселем либо зависает в кредиторке, которая никогда не будет погашена. А документы по сделке в итоге ведут к налоговому разрыву.

Заявление вычетов по проблемным контрагентам приводит к пристальному вниманию со стороны налоговиков. И если возникает хотя бы малейшее подозрение, проверяющие запускают свою контрольную машину, направленную на сбор доказательств (ст. 54.1 НК).

Выявляют налоговики «бумажный» НДС достаточно просто. В автоматическом режиме находят источник разрыва и сверяют документальный поток. Идут по цепочке до тех пор, пока в качестве покупателя не выявят «сущностную» организацию либо у этой организации несформированный источник НДС. Параллельно идет сверка с выписками банка: если проплаты в адрес такого контрагента нет или она в значительно меньшем размере, налоговики заподозрят «бумажный» НДС. Далее подключаются уже частности в виде истребования документов, проверки IP-адресов, допросов и т. д. Подозрения обрастают доводами и доказательствами. Вот как это работает на практике.

Схемами покупки «бумажного» НДС интересуются и правоохранители. Они проводят оперативно-розыскные мероприятия, по результатам которых выходят на организаторов, исполнителей схемы либо их клиентов. А дальше действуют по обстоятельствам: могут заявиться с обыском, после которого изымут материалы незаконной деятельности, либо совместно с ИФНС придут для проверки.

Как обезопасить себя, если услугами «бумажников» воспользовались ваши контрагенты
Еще раз скажем: работать с применением «бумажного» НДС незаконно и очень опасно. Но может оказаться, что вы заключили договор с контрагентом, который грешит такими вредными привычками, а узнали об этом позже. В данном случае стоит себя обезопасить.

Единого перечня сведений, которые подтвердят реальность сделки, законодательство не содержит. Поэтому мы рекомендуем собирать как можно больше документов. Они должны доказывать, что вы проявляли осмотрительность при выборе контрагента и преследовали деловую цель сделки. Это могут быть уставные и регистрационные документы, паспорт руководителя контрагента, бухгалтерская и налоговая отчетность, бумаги, подтверждающие наличие офиса или склада, квалифицированного штата сотрудников и т. д.

Всегда проверяйте деловую репутацию будущих партнеров — проще всего это делать в сервисе Главбух Контрагенты
Доказать реальность сделки помогут и документы о качестве товаров: сертификаты соответствия, паспорта качества. Из них, как правило, видно происхождение товара. Информация о транспортировке товаров, фиксация въезда или выезда автотранспорта докажут реальное перемещение. Обязательно сохраняйте переписку с контрагентами, Ф. И. О. контактных лиц, их телефоны и адреса электронной почты. При проверке налоговики могут их затребовать. Кроме того, по таким товарам проверяющих может заинтересовать то, как вы использовали их дальше: реализовали, применили в производстве, передали в аренду и пр. (п. 1 ст. 54.1 НК). От этого тоже зависит реальность сделки. Несуществующий товар зачастую зависает на остатках, и этот момент очень часто проверяют налоговики. Могут даже выйти и посмотреть, есть ли этот товар на складе.

Если инспекторы запрашивают документы или приглашают дать пояснения в отношении конкретных сделок, не отказывайтесь и не ищите формальный повод не давать документы. Помните: ваша задача не довести дело до выездной проверки, а убедить налоговиков, что сделку реально проводило лицо, указанное в первичных документах. Для этого объективно оцените вашего контрагента и имеющиеся у вас документы, а затем представьте их инспекторам.

Назад

Яндекс.Метрика